|
Портрет современного читателя
Наталья Александровна Стефановская, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, кандидат социологических наук
Как трансформируется отношение к чтению в той части общества, которая является читающей элитой, хранителем, проводником, распространителем традиций
и идей духовной ценности чтения в современном мире?
Чтение — это уникальный феномен культуры, который связан как с индивидуально-психологическими особенностями личности, так и с социально-экономическими факторами общественной жизни. Оно выступает технологией интеллектуального воспроизводства в обществе. Особенности читательской деятельности всегда обусловлены социально, так как читатель принадлежит к той или иной общности и социальной группе. Поэтому важно выявить общие тенденции в чтении современного человека, связанные с изменением и конкретными условиями социокультурной ситуации, изучить специфику чтения различных социальных слоев и факторы, влияющие на их читательскую активность.
Чтобы получить портрет современного читателя, мы провели весной 2004 г. социологическое исследование «Чтение как духовная ценность» на базе библиотек Липецкой области. В нем участвовали 1160 человек — 58,3% женщин и 41,8% мужчин (это приблизительно соответствует демографической структуре населения области). Возраст — от 13 до 70 лет. Это активные читатели библиотек, имеющие солидный стаж их посещения (свыше 5 лет), то есть люди, для которых чтение представляет реальную, а не декларируемую ценность. Нам было интересно создать портрет современного читателя, проследить, как трансформируется отношение к чтению в той части общества, которая является читающей элитой, хранителем, проводником, распространителем традиций и идей духовной ценности чтения в современном мире.
Результаты исследования показали, что гендерных различий во взглядах на книжную культуру и чтение не наблюдается, здесь большую роль играют возраст и уровень образования.
Социальные характеристики активного читателя: больше половины опрошенных не интересуется политикой и не стремится принимать активного участия в политической жизни, но считают себя верующими людьми (скорее да — 42,1%, да — 26%, скорее нет — 12%, нет — 7,4%, затруднились с ответом 12,5%). Политическая активность в самооценках участников исследования характеризуется как высокая — 8%, средняя — 15,7%, низкая — 41,6%, отказались отвечать — 34,6%.
К лидерам (оценки от 7 до 10 баллов по десятибалльной шкале) относят себя 28,6% респондентов, а к ведомым (1—3 балла) 14,2%, среднюю степень лидерских качеств (4—6 баллов) в себе признают 28,5%. Степень лидерских качеств может служить показателем социальной активности респондентов в целом, т. е. к людям с высокой и средней социальной активностью себя относят примерно равное количество (по сумме 57,1%), и почти столько же отказались от ответа на этот вопрос (28,9%).
Свою начитанность и просвещенность, которые мы рассматриваем как показатели уровня культурного развития личности, респонденты оценили следующим образом: высокая степень начитанности (7—10 баллов) — 35,6%, средняя (4—6 баллов) — 35,2%, низкая (1—3 балла) — 8,7%, не ответили — 20,6%.
Вопросы, связанные с самооценкой, всегда показывают несколько завышенные результаты — это связано с психологическими особенностями личности (желание выглядеть более презентабельно, соответствовать одобряемым в обществе образцам поведения). Поэтому интересна оценка респондентами уровня собственной самокритичности: степень критического отношения к своим качествам как высокую (7—10 баллов) определили 37,8%, среднюю (4—6 баллов) — 26,9%, низкую — 11,1%, не ответили — 24,4%.
Полученные результаты, и в частности процент неответов на эти вопросы, говорят о том, что люди более открыто оценивают уровень своего культурного развития и менее склонны афишировать свою политическую и социальную активность (количество неответов соответственно 20—22% и 29—35%).
Представления о чтении, книжной культуре складывались у респондентов под влиянием разных факторов. В первую пятерку вошли учителя, книги, родители, родственники, близкие, библиотекари.
Среди различных способов проведения досуга на первое место большинство респондентов поставили общение с друзьями (25,2%), просмотр видео и ТВ (16,2%), чтение (15,9%). 6,3% указали, что у них почти нет свободного времени. Общение с компьютером как основное досуговое занятие отметили всего 3%.
О непрочитанном
Никаких сожалений по поводу вовремя не прочитанной книги не возникало у 60,6% опрошенных. Можно предположить, что это связано с тем, что опрос проводился среди активно читающих людей, с высоким уровнем начитанности, но, с другой стороны, этот показатель, возможно, отражает незначимость чтения в жизни человека.
Сожаления по поводу вовремя не прочитанной книги связаны у респондентов с учебой (двойка на уроке, нашла книгу после написания диплома, при подготовке к экзамену) — 12%. Сожаления, что мало интересных произведений прочитано в детстве и юности (об упущенном времени для знакомства с художественной литературой) — 3,3%. О том, что не смогли найти или прочитать интересную книгу (причем с указанием конкретных книг), поздно познакомились с творчеством писателя, не было времени читать художественную литературу — 3,6%. Ситуации, связанные с проблемами в общении и понимании, недостаточностью эрудиции (не мог поддержать разговор, когда смотрел фильм-экранизацию, не знал сюжета картины в музее, когда разгадывал кроссворд), отметили 2,5%. Упустили что-то интересное из-за книжного дефицита — 1,4%. Неполучение утилитарной информации (для решения проблем, отсутствие профессиональных знаний и т. п.) отметили 3%. 0,9% жалеют о неполученных знаниях по человековедению, воспитанию, отношениях между людьми (крик души — «если бы вовремя прочел книги о супружеских отношениях, не остался бы один»). 0,5% жалеют, что вовремя не прочитали Библию (это в определенной мере характеризует степень важности этой книги в человеческой культуре и жизни отдельной личности), и столько же — что истек срок чтения в библиотеке, а они не успели прочитать книгу.
11,5% не пояснили ситуацию, отметив, что такие сожаления возникали. При этом у молодежи сожаления связаны только с учебой, у среднего поколения — с тем, что в детстве не прочитано много хороших книг, а у старшего (старше 50 лет) — с тем, что поздно познакомились с творчеством конкретного писателя.
Когда мы читаем?
Респонденты не согласны с утверждением, что с возрастом люди меньше читают. Мы предложили им нарисовать кривую активности чтения и получили очень любопытные результаты. В большинстве случаев активность чтения, по представлениям респондентов, начинает расти после 50 лет. Наивысший ее пик приходится на 70 лет — 15,4%, 60 лет — 14,5%, 40 лет — 13%, 20 лет — 11,7%. Чуть меньше активность чтения в 50—60 лет, далее большинство называет 50—40 лет, на четвертом месте 30—40 лет, на пятом — 20—30 лет. Любопытно, что представления о пиках активности чтения полностью совпадают у групп до 15 лет и старше 60 — это 70, 60, 10 лет. То есть, по мнению респондентов, активность чтения с возрастом увеличивается, достигая максимума в пенсионном возрасте. Это напрямую связано с мотивами обращения к чтению, которые опрошенные считают ведущими в том или ином возрасте.
Так, в детстве ведущими мотивами называют любопытство, личностные интересы, интерес к чтению и волю родителей. В школьные годы ведущими становятся учебные задания, познавательный интерес, личностные интересы и увлечения, «учителя, школа заставляет». Такие мотивы, как поиск нравственных образцов, идеалов, приобретение опыта, поиск смысла жизни, познание жизни, новых жизненных впечатлений, рекомендации друзей называют не более 3%.
В юности основным мотивом становится личностный интерес, далее познавательный, учебные задания. В этом возрасте появляются и мотивы престижа (быть осведомленным, быть умнее других для самоутверждения, быть начитанным и др.), но лишь у 2% респондентов.
В зрелости структура мотивов чтения, по представлениям респондентов, меняется. Преобладает личностный интерес или увлечение, а далее следует «способ занять свободное время, провести досуг», то есть чтение перемещается из сферы необходимости в сферу свободного времени, досуговых занятий лишь в зрелом возрасте. На третьем месте — профессиональные мотивы, повышение квалификации.
В пожилом возрасте люди обращаются к чтению для того, чтобы занять свободное время, от скуки, — так думают 41,5% опрошенных. 12,7% считают, что людьми движет личностный интерес, увлечения; 5,1% — переосмысление жизни, 5% — одиночество, тоска, недостаток общения; 4,5% — привычка, потребность в чтении; 3,8% — познавательный интерес, 3,6% — любовь к чтению; 3,1% — релаксация, желание отдохнуть; 3% — соображения престижа в глазах детей и окружающих; 2,8% — отвлечься от повседневности, уйти в другой мир.
Представления о мотивах чтения примерно совпадают во всех возрастных группах, но молодые говорят, что в детстве и школьные годы ими чаще движет личностный интерес и учебные задания, и лишь потом познавательный интерес, а взрослые расставляют приоритеты наоборот — сначала познавательный интерес, любопытство, а потом увлечение, интерес к чтению. И на третьем месте — желание научиться читать или давление родителей.
В пожилом возрасте все кроме самих пожилых выделяют досуг, занять свободное время, скуку и на втором месте — личный интерес. Сами же пожилые (старше 60 лет) — личный интерес, интерес к чтению, затем переосмысление жизни и на третьем месте — досуг. Хотелось бы отметить, что такой мотив, как релаксация, возникает в старших группах как один из ведущих и набирает в каждой группе около 10%, начиная с 41 года.
Место чтения в собственной жизни определяется респондентами как способ развития личности 59,7%; способ получения нужной информации — 55,3%; часть работы учебы — 48,7%; возможность прикоснуться к мировой культуре — 17,8%.
Книга в нашей жизни
Значимость различных источников информации в жизни человека неодинакова. Каково же место книг и чтения в различных сферах жизни? В досуговой сфере в пятерку наиболее значимых источников информации вошли (в порядке убывания значимости): ТВ, книга, журналы, газеты, друзья. В быту — ТВ, газеты, члены семьи, книга, журналы; в профессиональной деятельности — книга, журналы, газеты, межличностное общение, ТВ; в образовательной деятельности — книга, журналы, педагоги, газеты, ТВ.
В каких сферах жизни невозможно обойтись без чтения? При ответе на этот вопрос респонденты отметили, что, пожалуй, единственная сфера, где можно обойтись без чтения, — это спорт.
Сохраняется ли в современном обществе представление о начитанности как важной положительной характеристике человека? Участники исследования отмечают, что это важная характеристика для них самих, их друзей, родственников и членов семьи, а также коллег по работе. А вот для их соседей — скорее нет. 66% считают, что и в обществе в целом сохраняется важность этой характеристики человека. При этом начитанность, по мнению большинства, это качественная характеристика (80,9%), для 6,6% — количественная, для 4% — и то и другое, не ответили на вопрос 8,5%. Наибольший процент начитанность как количественная характеристика получила в группах с высшим образованием и с неоконченным средним; а как качественная — в группе со средним профессиональным образованием.
По активности среди читающих поколений семьи на первом месте в большинстве случаев называют себя — 40,1%, родителей — 19,6%, дедушек и бабушек — 10,6%. При этом вариант «все читают одинаково» выбрали 9,9%, затруднились с ответом 5,2%, ответили, что в семье почти не читают, 1,9%.
То есть в большинстве случаев респонденты наиболее активно читающими считают себя, на второе место ставят своих родителей, на третье своих ровесников (братьев и сестер), на четвертое — самые старшие поколения семьи — бабушек и дедушек. Интересно, что младшие поколения (детей, внуков) мало кто из респондентов считает активно читающими. Таким образом, возможен вывод, что респонденты считают чтение уделом и ценностью для себя самих и более старших поколений, а не для младших поколений. При этом свою семью читающей назвали бы: «скорее да» — 46%, «безусловно да» — 34,7%; «скорее нет» — 11,7%, «нет» — 1,7%; затруднились определить — 5,9%. Реже всего называют свою семью читающей представители двух поколений 16—21 года и 41—50 лет, т. е. родители и дети, представляющие поколения одной семьи. Книги не только читаются, но и обсуждаются в семье и ближайшем окружении респондентов.
Влияет ли семейный статус человека на его чтение? Кто больше читает семейные или одинокие, отрывает ли семья от чтения, является ли чтение компенсацией одиночества? Мнения респондентов по этим вопросам таковы:
• семейный статус не влияет на чтение — 45,9%,
• больше читают одинокие — 32,9%,
• затрудняюсь ответить — 14,6%,
• больше читают семейные — 4,8%,
• больше читают те, кто хочет, — 1%,
• больше читают те, кому нечего делать, — 0,3%,
• не ответили 0,6%.
Различий во взглядах женщин и мужчин на проблему «Кто больше читает — семейные или одинокие» нет, а вот среди возрастных групп взглядами на эту проблему отличается группа от 21 до 40 лет. Они больше, чем другие, убеждены, что наличие семьи не сказывается на активности чтения. В других же группах (и более молодых, и более старых) склоняются к тому, что больше читают одинокие. Люди, имеющие высшее образование (50,9%) считают, что наличие семьи не влияет на чтение, а у молодых с неоконченным средним образованием преобладают взгляды, что чтение — удел одиноких (41%).
В круг чтения нынешних читающих семей входят: книги (30,1%), газеты (29,3%), журналы (28,4%), рекламная продукция (6,3%), электронные новости (2,8%), электронные книги (2,6%). По тематике преобладают классика — 19,7%, историческая литература — 18,4%, научно-популярная — 16%, политика — 12,5%, религиозная — 8,1%. По жанрам: детективы — 23,6%, приключения — 17,3%, мелодрамы — 14,5%, фантастика — 13,8%, стихи — 8,7%, мемуары — 8,5%. Набор достаточно традиционен, но хотелось бы отметить, что в число читаемых попали стихи и мемуары, хотя в среде библиотекарей бытует мнение, что это нечитаемые, не пользующиеся спросом, жанры литературы.
Чаще всего респонденты читают вечером 28,9%, в выходные 21,9%, в любое свободное время 17,7%, в отпуске (на каникулах) 9,4%.
Для чего читают?
Иногда бытует мнение, что чтение — это уход от реальной жизни, люди, много читающие, как бы отстранены от жизни, творчества. Является ли чтение таким механизмом, замещающим реальные действия, формирующим пассивную личность, или оно способствует активизации жизненных процессов, по мнению респондентов, мы пытались выяснить с помощью вопроса: «Как Вы думаете, читают ДЛЯ, ОТ или ВМЕСТО...?»
Полученные результаты свидетельствуют, что большинство опрошенных считает, что чтение — необходимый элемент, вносящий развивающий вектор в жизнь человека. Но при этом около 36%, считают чтение уходом от жизни и 18,9% думают, что оно не способствует творчеству, а лишь замещает его.
Анализ отношения респондентов к различным высказываниям, касающимся роли и значения чтения в современной жизни, позволяет выявить стереотипы, сформировавшиеся в сознании современного человека. Более половины респондентов абсолютно уверены, что чтение — это отдых, что подтверждает тенденцию нежелания активизировать интеллектуальные усилия при чтении; склоняются к этому же еще 32,5%. Но прямое высказывание, что чтение позволяет не думать самому, поддержали только 22,4%. Большинство декларировало, что чтение вызывает желание размышлять далее самостоятельно (77,5%), что должно соответствовать положительным нормам, имеющимся в обществе.
С тем, что чтение может разрушать уверенность в себе, мешать достижению цели, согласны в той или иной мере только 15%; 47,3% решительно отвергают такое суждение. Наоборот, чуть более 70% считают, что чтение позволяет человеку самореализоваться, раскрыть свои способности. Но в то же время развлекательность, интерес играют не последнюю роль и большинство считают, что не надо заставлять себя читать скучную литературу, чтобы расширить кругозор (64,8%). И примерно столько же согласны с тем, что «во многом знании — многая печали» (63,8%).
Более 75% считают, что чтение укрепляет добрые начала в человеке, способствует сохранению человечности в нашем жестоком мире. Начитанность является существенной характеристикой культуры человека, поэтому люди, наделенные властью, по мнению абсолютного большинства (93,6%), должны иметь высокий уровень начитанности, но она не ведет автоматически к интеллигентности (51,6%). Утверждение, что наш народ по-прежнему самый читающий, вызывает сильные сомнения у респондентов — формировавшийся ранее на государственном уровне стереотип разрушен. Люди скептически воспринимают подобное утверждение — этому способствует и отсутствие активной государственной поддержки читательской культуры. Они также не согласны и с тем, что книга и чтение отживают под напором интернета (нет и скорее нет — 64,1%).
Абсолютное большинство совершенно не согласны с тем, что чтение — это пустая трата времени и что современный человек может обходиться без чтения, т. е. авторитет чтения, его престиж, с одной стороны, сохраняется в сознании людей, а с другой — только 31% считает, что чтение можно отнести к престижным занятиям, т. е. наблюдается двойственность отношения или возможно сочетание, сосуществование инерционных, сформированных ранее стереотипов престижности чтения и новых — характерных для общества электронных коммуникаций, визуальной массовой культуры, в котором чтение как бы отходит на второй план.
С тем, что чтение — это труд, требующий напряжения и усилий, согласны в общей сложности 59,9%; с тем, что это творчество согласны 63,2%. «Чтение дает человеку свободу» — это высказывание поддержали 57,3%, но 21,3% (1/5 респондентов) затруднились определить свое отношение к этому высказыванию.
В целом же собственное отношение к людям, чересчур увлеченным чтением, запоем читающим книги, респонденты характеризуют как нейтральное или положительное, а отношение окружающих — как нейтральное или отрицательное, осуждающее.
Что понимают респонденты под словосочетанием «читательский голод»? Не будем приводить дословно все определения, выделим лишь наиболее яркие, обобщающие моменты в них, акцентирующие основные параметры этого понятия и косвенно характеризующие сущность потребности в чтении.
36,3% опрошенных подчеркнули, что «читательский голод» — это недостаток информации, отсутствие, дефицит хороших книг; 12,9% — потребность в необходимой информации, нужных, интересных книгах; 10,3% — отсутствие возможности реализовать свое желание и потребность почитать; 9,7% — неодолимая постоянная тяга к чтению, ненасытность чтением; 8,4% — желание всегда читать новые книги, узнавать что-то новое; 4,3% — интенсивное чтение, чтение запоем («когда читаешь и не ешь, не спишь»). Такие определения как «когда прочитано много хороших книг, но тебе мало», «заинтересованность книгой, любовь к художественному слову», «жизнь без книг, нет книг, библиотеки» дали по 1,9% ответивших; «книг много, а читать нечего, на душу не ложатся» — 1,6%; «когда долго ищешь нужную книгу» — 1,4%; «когда уже скучно и с другими, и с компьютером, надоедает смотреть телевизор» — 1%; «желание общения с умным собеседником молча с правом выбора» — 1%.
Что важно читателю?
Любопытную картину дали и ответы на вопрос о важности в процессе чтения для респондентов различных аспектов книги и текста. Так очень важными для читателей являются доступность языка, простота изложения (50,4%), сюжетная сторона (49,7%), понимание контекста (46,4%). Эти данные в сравнении с остальными, приведенными в таблице, говорят о том, что даже в среде любителей чтения, активных читателей, наблюдается стремление к упрощению читательской деятельности, к минимизации собственных интеллектуальных усилий при чтении, развитию пассивности мышления.
Поскольку аспекты, связанные именно с интеллектуальными усилиями, собственным творчеством, мышлением (возникающие ассоциации и мысли, возможность самостоятельно домыслить ситуацию, сравнение, аналогии с другими текстами и ситуациями, оригинальность, новизна идей), очень важны для гораздо меньшего числа респондентов. Эмоциональные аспекты текста очень важны лишь для 1/3 ответивших респондентов, но они достаточно важны для 44,7% — в совокупности большинство ответивших связывают чтение с активной эмоциональной деятельностью. 60,6% в совокупности важным моментом считают развлекательность чтения.
Аспекты, связанные с оформлением книги и текста, за исключением размера и качества шрифта, мало важны или на них вообще не обращают внимание большинство опрошенных. Это качество бумаги, количество иллюстраций, оформление обложки. Аура книги как особого предмета культуры совершенно не волнует большинство респондентов, т. е. можно предположить, что даже в среде книголюбов и книгочеев отношение к книге как к сакральному предмету уходит, и становится неважно, в каком виде, на каком носителе представлены текст, информация.
Общий уровень и глубину читательской культуры современного человека косвенно характеризуют проценты ответов «не знаю, что это» по каждому пункту. Так, максимальное количество подобных ответов было дано по аспектам:
• возникающие ассоциации, собственные мысли по поводу, проекция на себя;
• сравнение, аналогии с другими текстами, героями, жизненными ситуациями;
• возможность самостоятельно домыслить ситуацию, недосказанность;
• специфичный запах книги, ее аура;
• понимание контекста.
Это подтверждает тенденцию сведения к минимуму собственных творческих усилий при чтении и возрастания прагматической, потребительской ценности чтения.
Новый статус?
Резюмируя полученные данные, можно утверждать, что сегодня даже в среде активных читателей, носителей книжной культуры отношение к чтению трансформируется. Постепенно развивается прагматизация отношения к чтению, в мотивации обращения к чтению в юном возрасте преобладают учебные и познавательные мотивы, и только в зрелом и пожилом возрасте на первый план выходят личностные интересы, интерес к чтению как таковому. Сожаления о непрочитанных книгах также связаны в основном с учебными заданиями и экзаменами, а не личностным развитием. Чтение представляется уделом пожилых людей — пик читательской активности, по мнению респондентов, приходится на 60—70 лет. Оно пока еще сохраняет в общественном сознании свое значение, начитанность представляется важной положительной характеристикой человека респондентам исследования и их ближайшему окружению.
На формирование представлений о ценности чтения и сохранение читательских традиций основное влияние оказывает ближайшее окружение человека, в первую очередь учителя, родители, родственники и друзья; важную роль в этом играют также сами книги, библиотекари и СМИ. Поэтому, чтобы сформировать будущие поколения читателей, необходимо обратить внимание на формирование семейных традиций чтения и политику СМИ в отношении развития читательской культуры.
Чтение пока еще сохраняет статус высокой духовной деятельности, способствующей развитию, мышлению и творчеству, но налицо тенденции ее упрощения, желания свести к минимуму интеллектуальные усилия при чтении. Даже среди любителей чтения, оно все больше рассматривается как отдых, релаксация. Таким образом, современное чтение выполняет как бы две основные социальные функции — познавательную и релаксационную, постепенно утрачивая имевшийся ранее статус престижного в общественном мнении занятия.
|
|